Игры от третьего лица (third-person)
Эта перспектива, известная также как «вид из-за плеча», позволяет играющему наблюдать на экране своего героя. Ее тоже довольно часто используют в современных играх, тем более что большинство из них - трехмерные. У игры «из-за плеча» есть свои достоинства. Она позволяет вам не только расширить угол зрения, но и планировать возможные ходы вашего героя, видеть, куда он в принципе может пойти, что невозможно, если вы играете «от первого лица».
Перспектива «от третьего лица» используется во многих играх - как компьютерных, так и консольных. Перечислим самые известные: сериал Tomb Raider, Mario 64, Legend of Zelda: Ocarina of Time, Crash Bandicoot: Warped, Metal Gear Solid и Resident Evil...
Впрочем, не думайте, что играть от первого лица можно только в экшен-игры или аркады. Эту перспективу предпочитают почти все спортивные игры; не обделяют ее вниманием и РПГ (серия Final Fantasy), а также квесты (взять хотя бы King's Quest: Mask of Eternity или Gabriel Knight III: Blood of the Sacred, Blood of the Damned).
Игры с высоты птичьего полета (top-down)
Комментарии здесь излишни. Вы видите игровое пространство сверху, как бы паря над ним. Обычно такая перспектива появляется в стратегических играх (как в походовых, так и в RTS) - она позволяет игроку свободно командовать своими войсками или мирными жителями, дает возможность быстро оценивать ситуацию. Примеры: StarCraft, Civilization, Steel Panthers и Panzer General (SSI).
К играм других жанров, построенным по этой модели, относятся, к примеру, Get Medieval - ролевая игра в стиле ретро, созданная компанией Monolith, гоночная аркада Death Rally (Remedy/Apogee/GT Interactive) старые игры серий Ultima и Zelda, а также многие классические двухмерные игры раннего периода, включая популярные аркады Centipede и Frogger.