Защищайте свои права

«На сто процентов все равно не защитишься, - говорит Джош, - но, к счастью, у издателей есть другие проблемы помимо воровства ваших идей». Часто на взаимном соглашении о неразглашении настаивает именно публикатор, чтобы иметь возможность сказать, что эта игра или идея игры принадлежит разработчику. Готовые варианты такого соглашения можно приобрести в США практически в любом магазине канцелярских товаров.

Если сколько-нибудь заметных денег на защиту своих авторских прав тратить не хочется, то вы можете послать сами себе по почте игру (или ее дизайн-документ), а получив ее, сохранить не вскрывая. Зачем? На конверте будет штамп с датой отправки, который удостоверит, что уже к этому сроку идея вами была оформлена письменно или в виде прототипа. Конечно, это временная мера. Джош Резник советует разработчику, опасающемуся чьей-либо нечестности, пригласить адвоката, чтобы засвидетельствовать его идею. «На это уйдет до пары сотен долларов, но, возможно, это оправданные траты».

В заключение Джош посоветовал автору, которому повезло добиться подписания контракта, внимательно изучить, что, собственно, он подписывает.

Не попадите в кабалу на всю жизнь. Контракт может быть в высшей степени односторонен. Издатели, естественно, стремятся присвоить все, что смогут. Лучше всего заключить разовый контракт, по которому компания выпустит только одно издание игры, потому что при этом вы не обязаны работать на него всю оставшуюся жизнь. Если игра окажется успешной, вы всегда сможете продлить контракт или заключить его с другой компанией.

Как найти работу

По словам Джоша Резника, разработчикам благоприятствует то обстоятельство, что игровая индустрия все еще относительно молода. Он пояснил свою мысль:

К счастью, найти у нас работу еще не так трудно, как, например, в кино. Существует масса всяких конференций, выставок, презентаций, и, к счастью, до сих пор нет никакого высокомерия, так что вы можете спокойно подойти и поговорить с кем-нибудь из знаменитостей. И все принимающие решения лица тоже пока еще доступны и даже отвечают по электронной почте, как простые смертные.

Возможно, последний совет Джоша наиболее актуален: многие способны сделать хорошую игру, но лишь у немногих достанет желания и дерзости предложить популярному издателю себя, свою команду и свою игру. Ведь худшее, что может произойти (при условии, что ваша идея защищена), это всего лишь то, что она никого не заинтересует. Когда терять нечего, а возможности так велики, проигрывают только те, кто ничего не делает.

«Проверьте свои программистские способности, поработав с исходным кодом программы-эмулятора, позволяющей переносить старые аркадные игры на ПК, - советует Дэйв (Dave) с популярного веб-сайта Dave's Video Game Classics. - Открытость исходных текстов позволяет войти в дело любому, кого это интересует, и разработка проекта значительно ускоряется (при условии, что проект становится достаточно популярен, как это произошло с Multiple Arcade Machine Emulator, МАМЕ)». По словам Дэйва, несколько человек, начавших с переноса аркад на ПК при помощи эмулятора (скажем, того же МАМЕ), продолжили затем работу в больших компаниях. Веб-узел Dave's Video Game Classics находится по адресу: www.davesclassics.com.